— Как вы относитесь к новым временам в парфюмерии? Профессионалы вашего уровня обычно жалуются, дескать, ингредиенты уже не те, ароматы создают компьютеры и вообще, до чего мы докатились.
У всякого явления есть свои плюсы и минусы. Конечно, у парфюмеров возникли проблемы с законом — многие ингредиенты, на которых строились исторические духи либо жёстко регламентированы, либо запрещены вовсе. Некоторые компоненты почти исчезли, к примеру сандаловых деревьев стало очень мало и натуральный сандал, который я использовал в том же Blois — едва ли не такая же редкость, как амбра. Что ж делать, приходится выкручиваться.
Синтетический материал тоже бывает интересным и очень дорогим. К примеру мускон — самый дорогостоящий синтетический компонент, много дороже натурального мускуса. Так же надо понимать, что ни один великий аромат не создавался без наличия искусственных нот. Что касается компьютеризации, то машина пока что не может заменить опыт и знания парфюмера-профессионала. Я сам пользуюсь специальной компьютерной программой, поскольку я уже не способен удержать в голове формулы всех ароматов, которые появляются сегодня чуть ли не каждый день.
Но поручать роботу составление формулы я не позволю, хотя многие современные «парфюмеры» так и делают, и получается, откровенно говоря, полная ерунда. Если вы не изучали сырьё годами, не можете выбрать по запаху лучшую лаванду из десяти эссенций (а именно такими тестами и начинался рабочий день в парфюмерных компаниях прошлого) – вы не создадите ничего путного.
— Ваш аромат Marqueyssac из коллекции «Королевский сады Франции» сразу побил рекорды популярности в нашей стране. В чём секрет успеха?
Передо мной поставили задачу создать супер-женственный аромат, который бы сразил женщину с первого вдоха и при этом был бы стойким. Этот эффект достигается благодаря цветочной головной ноте и насыщенной современной фруктовой базе: слива, персик, кокосовый орех, османтус. Русским женщинам нравятся пышные ароматы, в отличие от скандинавов, японцев и корейцев, которые любят свежие лёгкие запахи.
Я работал для самых разных рынков и знаю вкусы потребителей всех стран. Но это не значит, что у меня есть готовые формулы. На создание каждого аромата уходят месяцы, благо меня никто не торопит, потом я их обязательно тестирую и дорабатываю в зависимости от комментариев испытуемых.
— Неужели нишевые бренды привлекают фокус-группы для тестов?
Открою вам секрет: фокус-группы уже никто не использует: ни маленькие независимые бренды, ни парфюмерные гиганты, поскольку результаты опроса сотен людей не дают достоверную картину. Из них вы не узнаете правду. Лично я даю пробовать свой аромат нескольким женщинам, чьи вкусы я знаю. Слушаю, как он на них звучит и всегда выясняю, что они о нём думают.
Чем капризнее женщины – тем лучше. И в зависимости от их впечатлений, я дорабатываю аромат, потом снова тестирую. И так пять-шесть раз, до тех пор, пока все будут довольны. Это неправильно, когда парфюмер опирается только на свои личные ощущения. В конце концов, мы работаем для людей. Я хочу, чтобы мои ароматы носили с удовольствием, чтобы они идеально сидели на коже, а женщину запоминали по шлейфу, который тянется за ней, когда она проходит мимо.